kinoedd (kinoedd) wrote,
kinoedd
kinoedd

Category:

Если друг оказался вдруг…

… И пусть в меня кидают трехцветными помидорами, обвиняя в продажности госкинопропаганде, но я все-таки скажу – широко распиаренный фильм про летчика Девятаева очень таки неплох. Но не потому, что сделан в соответствии с шаблонами упомянутой пропаганды, а наоборот  - поскольку во многом отвергает идеологические установки советского, да и нынешнего времени.

В разговоре о «Девятаеве» слишком легко попасться на приманку стереотипов: трендовая  военно-патриотическая  тематика, Бекмамбетов за дирижерским пультом, Прилучный на авансцене – ну, короче, все понятно, очередной новорусский квасной боевик формата «Голливуд из Алапаевска». Очень рядовой Райан и  его малобюджетное – в сравнении с западными аналогами – спасение.

Сие очень просто подумать, ознакомившись с анонсом/ спойлером/трейлером/синопсисом фильма, и сие будет ложью. Перво-наперво – «Девятаев» ни разу не боевик и не военный блокбастер в классическом смысле. Собственно боевых сцен здесь ровно две -  обе, как нетрудно догадаться, воздушные:  в начале, итогом которой становится попадание советского летчика Девятаева в фашистский плен, и в финале, когда Девятаев сотоварищи в схватке за то, чтобы из этого плена вырваться, сходятся с другом юности героя Николаем Лариным, перешедшим на сторону врага. Оба эпизода, как  рассказывал упомянутый Бекмамбетов, сделаны с применением навороченных визуальных технологий, и это видно. Но суть – совершенно не в этом.

Суть – как раз в отношениях Михаила Девятаева с тем самым предателем Колей. Наперекор всему верность дружбе и слову оказываются для Миши выше всех выпавших испытаний (выпавших, в том числе и при участии Николая) и даже по сути выше гражданского и военного долга – ведь то, что он в итоге никому не рассказал про предателя, даже погибшего, есть укрывательство преступника. Сам Николай не питает иллюзий насчет своего морального облика и проговаривает – мол, мы Родину предали. На что Михаил бросает – с Родиной сам разбирайся, ты меня предал.  Человеческое так оказывается выше государственного, а возможность простить даже падшего – выше возмездия.

Линия отношений Ларина и Девятаева – полностью вымышленная. Насколько остальные сюжетные моменты совпадают с реальными обстоятельствами жизни героя Советского Союза Михаила Девятаева – мне лично не очень важно. Въедливые рецензенты вслед за нквдшниками из 1950-х докапываются – да  как же он мог, измученный концлагерем, довольно быстро разобраться в хитром устройстве иноязычного самолета и поднять его в воздух? Бог с вами, в деталях ли дело. Подвиг все равно был и остается подвигом, и в фильме все перипетии его подготовки и свершения показаны так ярко и эмоционально, что не верить невозможно.

Отдельное удивление – то, что Павел Прилучный действительно создает большой драматический образ, а не просто сериально кривляется с жонглированием собственных штампов из развлекательного кино класса Б, как можно было предположить. Его работа здесь дорогого стоит. Увы, нельзя этого сказать про остальных  (пожалуй, кроме исполнителя роли Ларина) – артисты стараются, но слишком уж штрихпунктирно, невнятно прописаны персонажи второго плана. За ними не встает судьба, как, например, в хрестоматийном (и тоже про летчиков) «В бой идут одни старики». Впрочем, тут мы уже берем слишком высокую планку. А для современного отечественного кино «Девятаев»  - редкий пример нестыдного и качественного военного фильма без псевдопатриотического пафоса, который, уверен, останется в нашей истории. А кто там поет про любимый город – Линдеманн, Кобзон или, прости Господи, Билан – не все ли равно... Я, честно, не слышал даже музыки на титрах, потому что сидел оглушенный предыдущими двумя часами фильма.
Tags: кино как жизнь
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for friends only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments