kinoedd (kinoedd) wrote,
kinoedd
kinoedd

Коммунальная страна (Мэр освобожденный)

Когда сам Н.С. Михалков говорит про тебя, что ты новый Гоголь, только и остается, что соответствующе ходить. Что наверняка сейчас и делает Семен Слепаков – автор сериала «Домашний арест», который хвалит не только Никита Сергеевич, а едва ли не из каждого утюга. И это при том, что картина еще не была (да и будет ли?) в открытом телеэфире, а находится в доступе только на  платной платформе, ну и, пиратских ресурсах, конечно. То есть, народ вроде бы вообще не должен пока толком знать своих героев. А вот поди ж ты.

В чем секрет? Самый первый и простой ответ – умелая компиляция до боли знакомых смыслов. Мэр провинциального городка глупо подставляется на взятке и попадает под домашний арест, но не в родимый дворец, записанный, разумеется, на жену, а в коммуналку, где числится с детства. После вполне понятного отыгрыша темы с народной местью ненавистному чиновнику сюжет выруливает на более общечеловеческие рельсы, постепенно раскрываясь все новыми оттенками – от лирики через черную комедию до легкого порно. Сам по себе образ Коммуналки, внутри и вокруг которой собраны ключевые персонажи  - Чиновник, Народ, Пенсионерка, Интеллигенция, Простая русская баба – вполне архетипичен и, разумеется, она и есть модель страны. Вспомните, в каком легендарном советском фильме (песню группы «Дюна» пока вспоминать не будем) был использован тот же прием? Правильно. А теперь представьте, что эти самые «Покровские ворота» снял Тарантино, да еще и сдобрив обильно…ну, действительно, пожалуй, что и Гоголем. Вот эта адская смесь  - «Ревизор» в коктейле с «Джанго освобожденным»  - и есть «Домашний арест».

Обилие трэша в кадре (и прорыв канализационной трубы во всех подробностях -  это еще не самый шокирующий образчик) хоть и слегка напрягает, но не заслоняет главного достоинства фильма. За типажами в нем постепенно проступают живые люди, и в итоге каждый из них проявляет себя с совершенно новой стороны. Мэр-прощелыга оказывается почти рыцарем, алкаш-экскаваторщик – трогательно любящим мужем, задрот-юрист – мачо, каких поискать. Наверное, в этой живинке и состоит второй секрет «Ареста»  - герои выписаны и показаны настоящими, даже в контурах выбранного гротескного стиля видны человеческие лица.

Третий «орешек» - это сделано действительно очень круто и смотрится на одном дыхании (я лично проглотил 12  более чем часовых серий за полтора суток). Режиссер Буслов в очередной раз доказал разноплановость своего владения ремеслом (в хорошем смысле слова), про сценариста Слепакова уже все сказал Михалков, а еще несколько актерских попаданий заслуживает отдельного упоминания. Совершенно по-взрослому в большой роли раскрылся артист Деревянко, исполняющий того самого главного героя, Ходченкова (политтехнолог и экс-стриптизерша) и Робак (тот самый экскаваторщик – до поры, но спойлер ниже) отлично эксплуатируют собственную типажность кисы и лесоруба соответственно, а Трибунцов поднимается на новую высоту как мастер яркого штриха. Да и вообще – это просто феерически смешно. Иногда очень грустно, например, вся линия с сыном-инвалидом главной героини, возлюбленной экс-мэра, но в целом  - конечно, это хоть и чернющая, но комедия. Одни только персонажи карлика из ФСБ и губернатора-инстаграммщика, уверен, войдут в анналы кинофольклора.

В смысловом же отношении у «Ареста» есть и более глубокие пласты, связанные с той линией сюжета, где неудачливый мэр принимает решение вернуться в большую жизнь в качестве кукловода своего соседа, того самого экскаваторщика, сделав его главой муниципалитета. Огненная избирательная кампания «народного кандидата» Ивана Самсонова как раз и составляет основное содержание большей части картины. Здесь трэша тоже хватает – например, типа пьяной гонки на «БМВ» (какая прекрасная самоирония от режиссера Буслова – напомню, создателя культового «Бумера») с последующим тараном здания общества слепых, отличное «заигрывание» с электоратом получилось. Но гораздо трэшовей, да и просто страшнее то, что в ходе избирательной гонки очень ярко проявляется очевидный, в общем, факт  - хрен редьки не слаще, шило недалеко упало от мыла, и добродушный недалекий алкаш не лучше хитрого взяточника. Народ, ругающий власть, сам, мягко говоря, далек от совершенства, но коммунальная кухня, даже при переезде полным составом – спойлер! – в кабинет городской администрации, в итоге все объяснит и всех помирит. Финал, конечно, довольно сказочный, но такие случались даже у сурового мистика Гоголя.
Tags: кино для ума, кино как беспредел
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for friends only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments